Полезная информация

Аккумуляторные батареи : обзор,цена автономии

АКБ

Введение. О ёмкости и напряжении аккумуляторов.

Коротко разберём распространённое мнение – «при последовательном соединении двух аккумуляторов (АКБ), их ёмкость не меняется, она остаётся такой же, как у одного аккумулятора, поэтому время автономной работы при таком соединении будет меньше».

Но как же закон сохранения энергии? Да, при последовательном соединении аккумуляторов, формально ёмкость считается как у одного аккумулятора, а напряжение удваивается (или утраивается, учетверяется и т.д., в зависимости от количества последовательно соединённых АКБ). При параллельном же соединении АКБ – ёмкость удваивается (утраивается и т.д.), а напряжение остаётся тем же.схема 1

Противоречия здесь нет. Когда люди говорят об аккумуляторе (обычно об автомобильном), то сообщают его ёмкость, но не уточняют вольтаж. Просто все привыкли, что аккумуляторы имеют напряжение 12 В, и подразумевается, что упоминать об этом глупо. Но в вообще-то, ёмкость без указания вольтажа не имеет физического смысла. Существуют аккумуляторы самой разной ёмкости и на разное напряжение – на 2 В, и на 6 В, и на 12 В, и, редко, на 24В. Кроме того, любые одинаковые АКБ можно соединять последовательно, параллельно, или последовательно-параллельно одновременно.

Но стоит только указать после величины ёмкости, её вольтаж, как всё встаёт на свои места. Ведь ЭНЕРГОЁМКОСТЬ в любом случае, как бы мы не соединяли аккумуляторы, останется прежней.

Итак, если, например, два АКБ по 200 Ач×12 В , соединить последовательно, то получится энергоёмкость 200 Ач×24 В. А если эти же два АКБ соединить параллельно, то получится – 400 Ач×12 В. Проверим:

200 Ач×24 В = 480 = 400 Ач×12 В

Но для расчётов токов (обычно, номинальным током заряда считается ток 0,1×С, где С –величина равная ёмкости аккумулятора), С берут именно по цифре слева, т.е. в нашем примере, при последовательном соединении С = 200, а при параллельном С = 400.

Легко заметить, что и мощность зарядного устройства в обоих случаях будет одинаковой.

Для первого случая, зарядный ток будет 0,1×200 = 20 А, но при напряжении 24 В. Т.е. зарядная мощность, Р = 20 А×24 В = 480 Вт

Для второго случая, зарядный ток будет 0,1×400 = 40 А, но при напряжении 12 В. Т.е. зарядная мощность, Р = 40 А×12 В = 480 Вт

Если рассматривать одиночные аккумуляторы, то например один аккумулятор 600 Ач×2 В, по своей энергоёмкости соответствует одному аккумулятору 100 Ач×12 В.

Чтобы получить из этих аккумуляторов (600 Ач×2 В) большую аккумуляторную батарею, например, на 24 В, нужно соединить последовательно 12 шт таких АКБ. Общая итоговая ёмкость получится 600 Ач×24 В. Эта энергоёмкость, если сравнивать её с 12-и вольтовыми АКБ по 200 Ач (а такие применяются в грузовиках), соответствует 6-и штукам (три соединённых параллельно цепочки аккумуляторов, где каждая цепочка состоит из двух соединённых последовательно аккумуляторов):схема 2

(600 Ач×2В)×12 = 600 Ач×24 В = (200 Ач×24 В) + (200 Ач×24 В) + (200 Ач×24 В)

Обратите внимание – на всех рисунках специально показано, что если минус инвертора подключён к условно первому АКБ, то плюс – к последнему. Так его следует подключать, чтобы компенсировать сопротивление даже толстых медных проводов соединяющих аккумуляторы. Иначе, из-за их сопротивления, при огромных токах, «дальний» от выводов инвертора аккумулятор, окажется и не »дозаряжаем», и не »доразряжаем».

Чтобы аккумулятор служил долго, его нельзя разряжать более чем на 80%. Для 12-и вольтового АКБ, это соответствует напряжению на его клеммах примерно 11,5 – 11,7 В. Но тут важно каким током относительно емкости АКБ мы его разряжаем.

Чем больше сила разрядного тока, тем ниже напряжение, до которого может разряжаться аккумулятор. Это потому, что при быстром разряде большими токами относительно маленькой ёмкости аккумулятора, электролит не успевает перемешиваться и разряженный слой скапливается вокруг пластин. Напряжение АКБ падает и нагрузка автоматически снимается инвертором (в его меню допустим установлена нижняя граница напряжения АКБ при котором ещё идёт потребление энергии). Однако, спустя несколько десятков минут, электролит перемешивается и ёмкость (и, соответственно, напряжение аккумулятора) повышаются.

Если же разряжать малым током относительно ёмкости, то можно вычерпать всю энергию, что плохо для долговечности АКБ. Всегда надо оставлять не менее 20% ёмкости. Поэтому, можно установить то конечное напряжение на АКБ, при котором даже при отсутствии нагрузки какая-то ёмкость ещё остаётся (например для обычного кислотного АКБ при напряжении 11,5 – 11,7 В даже без нагрузки в АКБ ещё остаётся 20% ёмкости. А если будет нагрузка и инвертор отключит АКБ при 11,5 В, то ёмкости при этом в АКБ останется ещё больше – это только лучше для долговечности АКБ). Поэтому измерять ёмкость через специальный шунт или более грубо, по напряжению на АКБ – не столь уж важно, ведь в последнем случае возможен только запас остаточной ёмкости (т.е. погрешность идёт на пользу долговечности АКБ). Подробнее об этом далее.

Отметим, что во время заряда, зарядное устройство постепенно повышает напряжение на АКБ, а затем, после снятия заряда, напряжение уменьшается, возвращаясь к спокойному состоянию (так, на 12-и вольтовом аккумуляторе, в зависимости от типа АКБ, оно обычно растёт до 14,1 – 14,5 В, а после снятия заряда, даже без нагрузки, в течении получаса возвращается к нормальному для 100% заряженного АКБ 12,5 – 12,8 В).

О типах, технологиях и назначении аккумуляторов

1. В настоящее время, практически весь объём рынка АКБ занимают свинцово-кислотные АКБ. У них неплохие параметры, КПД 80% и самая низкая цена.
2. Малую часть рынка занимают щелочные АКБ. У них высокая цена, устойчивая работа при очень низких температурах и очень маленький КПД 50%. Именно из-за последнего они практически не подходят для организации автономного и резервного электропитания.
3. Новейший тип литий-железо фосфатных АКБ пока тоже распространён мало. Это вызвано и новизной и высокой ценой первичных вложений денег на их покупку. Однако, из-за их очень длительного срока службы, цена использования оказывается сопоставимой или даже ниже чем у лучших свинцово-кислотных АКБ (все сравнительные данные будут показаны в таблице ниже). У них КПД 94%, устойчивость к разрядам и недозарядам, возможность быстрого заряда. К их недостаткам можно отнести затруднённость использования при отрицательных температурах.

Далее дадим краткое пояснение по типам свинцово-кислотных АКБ. А именно - что такое аккумуляторы гелевые, типа AGM, панцирные и др.

Стартерные автомобильные – самые слабые и недолговечные аккумуляторы. Требования к ним небольшие, поэтому они делаются по простейшей технологии (штампованные свинцовые относительно тонкие решётчатые пластины). Бывают обслуживаемые (требуют проверки уровня электролита и доливки дистиллированной воды, обычно раз в год) и не обслуживаемые герметизированные (в случае перезаряда большими токами или напряжениями, если вода в них выпарится через срабатывания предохранительного клапана, долить её уже нельзя и АКБ выбрасываются).

Обслуживаемые автомобильные АКБ выдерживают порядка 100 - 200 циклов разрядов на 80%. Количество циклов зависит от качества изготовления, что связано с именитостью (масштабностью и временем существования производителя), а значит надёжностью и честностью производителя. Честность тут проявляется в количестве свинца расходуемого на один АКБ, т.е. насколько пластины будут тонкими. Косвенно можно оценить это по весу АКБ разных производителей, но одинаковой ёмкости.

Герметизированные автомобильные АКБ – в идеальном случае выдерживают около 200 циклов. Мы пишем «в идеальном», т.к. герметизированные автомобильные АКБ гораздо требовательней к условиям эксплуатации. Нельзя превышать зарядных токов и повышенных напряжений заряда (это чревато выпариванием воды которую нельзя долить), они более критичны к глубоким разрядам или долгому нахождению их в таком состоянии. Особенно для АКБ, сделанных на основе кальциевых сплавов (а автомобильные герметизированные АКБ обычно как раз кальциево-свинцовые). Кальциевые сплавы в АКБ вообще малопригодны для автономного и бесперебойного электроснабжения.

AGM – кислотные герметизированные аккумуляторы, в которых электролит адсорбирован стекломатами. Выдерживают примерно 250 – 400 циклов разрядов на 80%. Технология изготовления пластин обычная (правда сами пластины потолще), поэтому и количество циклов относительно мало. Чувствительны к перезарядам.

Гелевые – кислотные герметизированные аккумуляторы, в которых электролит загущён с помощью селикогеля. Выдерживают примерно 350 – 500 циклов разрядов на 80%. Технология изготовления пластин обычная, поэтому и количество циклов не велико. Более чувствительны к перезарядам (может выпариться вода). Необходимо обеспечить точное соответствие зарядных токов и напряжений паспортным (для них напряжение конца заряда обычно ниже, чем у других АКБ).

Пластины АКБ

Панцирные – это широкий класс высококачественных кислотных аккумуляторов, построенных на решетчатой структуре пластин с трубчатыми электродами. Так называемые трубчатые положительные плиты, в которых каждый компонент заключен в полимерный кислотопроницаемый стержень, изготавливаются из сплава химически чистого свинца (чистота металла не менее 99,9%) и 2 - 6% сурьмы. Данная технология применяется во всех долговечных промышленных типах АКБ (тяговых, стационарных, солнечных, как малообслуживаемых, так и герметизированных) с большим сроком службы. Герметизированные гелевые АКБ, сделанные на основе панцирных пластин, выдерживают порядка 900 - 1000 циклов разрядов на 80%. Кислотные малообслуживаемые - около 1500 циклов. Вес относительно ёмкости у всех панцирных АКБ наибольший (что очень хорошо, т.к. в пластинах/трубках свинца много).

Так же, часто АКБ делят по сфере применения - стартерные (о них говорилось в начале раздела), тяговые, стационарные, солнечные.

Тяговые – предназначены для использования в электроподъемниках и другой электротехнике. Обычно, общая аккумуляторная батарея на нужное напряжение, составляется из батарей на 2 В большой ёмкости каждая (200 – 1200 Ач). Настоящие тяговые АКБ, сделаны по панцирной технологии. Стандартная маркировка – малообслуживаемые PzS, герметизированные гелевые – PzV. Встречаются тяговые АКБ и с обычной (не панцирной) технологией пластин (например, американские Trojan T105). Количество циклов разрядов у таких АКБ существенно меньше (900 против 1500).

Стационарные – применяют на промышленных объектах (там необходима повышенная долговечность и надёжность). Обычно, общая аккумуляторная батарея на нужное напряжение, составляется из батарей на 2 В. Они большой ёмкости – одиночные аккумуляторы бывают от 200 до 1200 Ач. Все используют панцирную технологию. Выпускаются как малообслуживаемые (в прозрачном корпусе OPzS), так и герметизированные гелевые (OPzV). У них самая большая надёжность и самый большой срок службы из всех типов аккумуляторов.

Солнечные – обычно модификация тяговых или стационарных аккумуляторов. Эти батареи выпускаются как на 2 В, так и на 6 или 12 В. Обычно имеют панцирную технологию. Во многих случаях это стационарные или тяговые АКБ с другой маркировкой/названием (это маркетинговый ход).

Отметим, что долговечность и надёжность всех 12-и вольтовых АКБ ниже, чем у аналогичного типа аккумуляторов, но на 2 В. Это связано с технологией изготовления. Ведь 12-и вольтовые АКБ состоят из таких же банок по 2 В аккумуляторов малой ёмкости, незаметно соединённых в общий корпус. Т.е. любой одиночный аккумулятор 12 В состоит из шести встроенных маленьких аккумуляторов по 2 В. Поэтому, для повышения надёжности и долговечности, рекомендуем набирать необходимую ёмкость сразу из 2-х вольтовых банок аккумуляторов большой ёмкости.

Предварительный вывод: для автономного и резервного электроснабжения наиболее подходящими по параметру цена/долговечность являются панцирные тяговые модернизированные АКБ (с особо чистым электролитом и пробками с рекомбинацией водорода). Мы предлагаем подобную модификацию аккумуляторов под маркой АКБ МИКРОАРТ.

Основные параметры аккумуляторов и цены

В таблице далее, указаны свойства и параметры аккумуляторов разных типов. Рассчитана как цена покупки оптимальной (для дома) общей ёмкости аккумуляторов 400 Ач×24 В (или 200 Ач×48 В), так и цена 1 цикла разряда/заряда подобной ёмкости, длительность эксплуатации в автономном и в буферном режиме и т.д. Данные этой таблицы позволяют сделать лучший выбор для конкретных условий эксплуатации, с учётом отношения цены/качества и возможностей.

Таблица, с расчетом стоимости покупки, стоимости цикла и срока службы АКБсхема 2

Внимательно изучив сравнительную таблицу можно сделать много полезных выводов. Разберём два варианта эксплуатации аккумуляторов для электроснабжения – полностью автономное электроснабжение (промышленного электричества на объекте нет вообще) и резервное (т.е. когда сеть 220 В есть, но иногда пропадает).

1. Для эксплуатации в условиях полного автономного электроснабжения (а это почти полные разряды на 80%), наиболее выгодны литий-железо фосфатные АКБ и кислотные тяговые панцирные АКБ Микроарт. Применение в тяговых аккумуляторах особо чистого электролита (ОСЧ) и рекомбинации водорода (RP-500 и RP-1000) существенно повысило их долговечность, оставив цены демократичными. Стоимость одного цикла их заряда/разряда (для суммарной ёмкости батареи 400 Ач×24В, набранной из нескольких аккумуляторов), при условии разрядов на 80% (подобных разрядов эти АКБ выдерживают 1500), составляет рекордные 35 - 40 руб (см. таблицу).

Примерно столько же стоят циклы заряда/разряда при автономной эксплуатации (частые разряды на 70%) у литий-железо фосфатных АКБ (5000 циклов, 40 руб за цикл). Причём, что особенно важно, у них очень хорошие параметры для полной автономии – они не боятся долго находиться в разряженном состоянии, не критичны к периодическим недозарядам, имеют КПД 94%. Главный их минус - цена первичных вложений (посмотрите в таблице графу первичные вложения). Так же они плохо переносят заряд при отрицательных температурах, и требуют установки BMS (Battery Manegement System). Реализация заряда таких аккумуляторов существенно сложнее, чем любых других, и пока мало какие инверторы и солнечные контроллеры способны на это (инверторМАП и в солнечный контроллер ECO Энергия MPPT.Pro это умеют). Помимо специального алгоритма, для их нормального заряда и функционирования, как уже говорилось, необходимы BMS. Это система управления распределения энергии между батареями и контроля состоянием каждой из них, причём с обратной связью с заряжающим инвертором и/или с солнечным контроллером.

По первичным вложениям (цена условной общей ёмкости 400Ач×24В) тяговые панцирные АКБ Микроарт находятся на втором почётном месте (на первом находятся автомобильные стартерные батареи, которые мало подходят для автономного электроснабжения) . А литий-железофосфатные АКБ почти на последнем.

схема 3

Времени, на которое хватит 1 цикла заряда/разряда, такой, чаще всего устанавливаемой ёмкости (400 Ач×24В), как известно из практики, в зависимости от конкретных условий потребления, обычно составляет от 2 до 6 дней. В среднем можно считать - на 4 дня автономии. Т.е. 4дня×1500циклов = 6000дней или около 16 лет. Число циклов 1500, взято из технических характеристик разряда АКБ Микроарт до 80% от исходной ёмкости.

Вообще, число циклов при определённых степенях разрядов, считается до того момента, когда аккумулятор далее нельзя эксплуатировать. Согласно ГОСТ Р МЭК 60896-2-99 на свинцово-кислотные стационарные батареи, аккумулятор нельзя далее эксплуатировать, если его фактическая ёмкость уменьшилась на 20%, т.е. стала 80% от исходного значения.

Указанное число циклов 1500 (при 80%-ых степенях разрядов), рассчитано для идеальных условий, которые не бывают при реальной эксплуатации. Так, всегда необходим своевременный и 100% заряд, необходима температура эксплуатации АКБ порядка +25С. Поэтому 1500 циклов, это несколько завышенное теоретическое значение. Однако, реально, до 10 - 12 лет автономии, при использовании тяговых АКБ Микроарт и более-менее правильной их эксплуатации, вполне возможны (при расчете этого значения в таблице, мы учли соответствующие поправочные коэффициенты).

Для справки, если заряжать АКБ от бензогенератора до 100%, т.е. 12-и часовым зарядом, то на заряд ёмкости 400Ач×24В потребуется примерно 20 л бензина, т.е. ещё примерно 500 руб/цикл. А при ускоренном 6-и часовом заряде, т.е. до 80% ёмкости, - 10 л.

Причём, если заряжать только ускоренным 6-и часовым зарядом, то АКБ, от постоянного недозаряда, намного быстрее потеряют свою первоначальную ёмкость. Поэтому, 100% заряд необходимо проводить не менее 1 раза в месяц. Поэтому, для полной автономии покупка солнечных панелей, а в некоторых случаях и ветрогенератора, является почти обязательной (ведь они будут периодически дозаряжать АКБ до 100% малыми токами, что многократно повысит срок службы АКБ).

В меню инвертора МАП, для зарядов от генератора (и аналогично от сети 220 В) надо выбрать режим заряда «3СтупенДозаряд» - тогда заряд будет проходить выбранными токами для 2- ступеней с дозарядом до 100% (за 12 часов если разряд был почти полным). Последнее означает, что после достижения выбранного конечного напряжения (для тяговых малообслуживаемых, соединённых на 24 В, это 29 В), МАП не снимет заряд, а оставит указанное напряжение на АКБ до тех пор, пока зарядный ток не уменьшится до 0,02С, где С – общая ёмкость АКБ (для вышеуказанной ёмкости 400Ач×24В, это 0,02×400=8 А).

Для тяговых АКБ начальный ток выбирают 0,13 – 0,15С (соответственно 50 - 60А), а вторую ступень можно сделать 0,1С или оставить 0,13С).

Для гелевых, AGM и стартерных АКБ, начальный ток рекомендуется 0,1С, но для экономии топлива, иногда выбирают 0,2С. Правда в случае гелевых и AGM аккумуляторов, при таких повышенных в 2 раза токах, происходит небольшой выход водорода. А долив воды в них невозможен, что несколько сокращает их ресурс.схема 4

Немного подробнее опишем АКБ с минимальной стоимостью цикла в автономном режиме (для условной ёмкости 400Ач×24В) АКБ Микроарт.akb

Это кислотные малообслуживаемые панцирные 2-х вольтовые аккумуляторные батареи с трубчатыми положительными пластинами.

Аккумулятор состоит из пакета положительных трубчатых панцирных и отрицательных решетчатых пластин. Именно панцирная конструкция положительных пластин препятствует быстрому их разрушению и обеспечивает большой срок службы аккумуляторов батареи в целом.

Панцирные источники питания способны при ежедневной разрядке-зарядке служить до 10 лет. Они выдерживают не менее 1500 циклов разрядки-зарядки, после чего емкость АКБ падает на 20-25%.

Стандартный модельный ряд (2 В аккумуляторы соединяются последовательно на необходимое напряжение 12, 24, 48 или 96 В):

  • 210 Ач 2 В
  • 400 Ач 2 В
  • 720 Ач 2 В
  • 1000 Ач 2 В

Комплектуется особо чистым электролитом (ОСЧ), что существенно продлевает временной срок эксплуатации не связанный с циклами. ОСЧ электролит (доля железа (Fe) не более 0,01 мг/л, хлористых соединений (Cl) не более 1,0000 мг/л и т. д.) применяют в очень дорогих стационарных АКБ (срок эксплуатации которых 20 лет). Именно поэтому, для эксплуатации в возобновляемой энергетике мы предлагаем заливать такой же ОСЧ электролит и в тяговые панцирные АКБ.

Аккумуляторы по 2В имеют ёмкость до 1000 Ач, что позволяет снижать их общее количество, а следовательно повышать надёжность.

Например, соединив на напряжение 24 В двенадцать 2 В банок по 400 Ач, мы получим ёмкость 400 Ач×24В. Это аналог 4 шт соединённых последовательно-параллельно обычных 200Ач×12В. Если эти обычные АКБ обслуживаемые, то количество вывинчиваемых пробок (для проверки уровня электролита) будет 6×4=24 шт. А у панцирных батарей 400 Ач их 12 шт (по одной пробке на банку), что несколько облегчает обслуживание (к тому же, крышка пробки у последних легко откидывается набок).

Также, для снижения требований к проветриванию помещений, и для уменьшения вероятности забыть проверить уровень электролита, и, как следствие, преждевременной порчи АКБ, предлагается комплектация особыми пробками с катализаторами для рекомбинации водорода (существует два вида катализаторов - работающие с АКБ до 500 Ач и до 1000 Ач).

В итоге, многократно снижаются требования к необходимости вентиляции помещения! Можно проводить проверки уровня электролита (для доливки воды, при необходимости) всего 1 раз примерно в 3 - 6 лет (зависит от интенсивности эксплуатации). В рекомбинационных пробках происходит соединение выделяющегося из АКБ водорода с кислородом и образование воды, которая стекает обратно в АКБ.

Пробки рекомбинации в работе: Выделяющийся водород соединяется с кислородом, преобразуясь в воду, которая, конденсируясь каплями, стекает обратно в аккумулятор

 

Намного более дорогие стационарные малообслуживаемые панцирные АКБ типа OPzS являются рекордсменами среди кислотных АКБ по длительности использования и надёжности. Однако прирост долговечности менее заметен, чем прирост цены относительно панцирных тяговых АКБ.

массив АКБ

Отличительные особенности этих батарей:

  1. Самый длительный срок службы среди кислотных АКБ как в резервном режиме (22 года и более), так и в автономном (порядка 13 лет).
  2. Малообслуживаемость (долив воды обычно раз в 3 года).
  3. Простой и быстрый способ определения уровня заливки электролитом благодаря прозрачному корпусу.
  4. Высокая надёжность.

Отдельные элементы (2В) установлены в прозрачных пластиковых корпусах из стирол-акрилнитрила (SAN), материала, который сверхустойчив к химическому воздействию и механическим повреждениям, и который не горит.

Поскольку корпуса прозрачные, уровень электролита четко виден, максимальный и минимальный уровни промаркированы.

При промышленном применении, исключительно важны надёжность и долговечность:

Обычно батареи OPzS поставляются сухозаряженными: батареи должны быть залиты электролитом и дополнительно подзаряжены перед использованием. Пластины уже сформированы и по специальной методике защищены против окисления. Они могут храниться без снижения свойств до 2-х лет.

Здесь мы сделаем пояснение по отличию обслуживаемых панцирных тяговых (PzS) от обслуживаемых панцирных стационарных (OPzS) АКБ. Первые должны отработать 1500 циклов заряда/разряда и вторые – тоже 1500 циклов.

Но первые каждый день разряжают/заряжают, используя их на погрузчиках, а вторые могут стоять годами в ожидании аварий. Поэтому для первых, в режиме ожидания допустим меньший срок службы, чем для вторых. А значит можно применять менее чистый свинец и не особо чистый электролит, что дешевле. Можно применять и непрозрачный корпус, что тоже дешевле. Ну и, исходя из маркетинговых соображений, для богатых организаций связи стационарные OPzS можно продавать дороже, чем PzS для складких компаний для погрузчиков. Отсюда вытекает неоправданно высокая цена OPzS по сравнению с PzS (она примерно раза в 2 - 3 выше!).

Но в PzS тоже можно заливать особо чистый электролит. Можно поставить на них и специальные пробки с рекомбинацией водорода (как их ставят на самые дорогие OPzS) и получить фактически герметизированные АКБ, но с возможностью долива воды! Эти пробки-рекомбинации, выделяющийся водород превращают в воду, которая стекает обратно в АКБ. Поэтому проверять уровень электролита можно не 1 раз в год, а 1 раз 6 лет.

Кроме того, АКБ типа PzS делают обычно с содержанием сурьмы в сплаве со свинцом до 6%, а OPzS - с содержанием сурьмы до 3% (что способствует меньшему выпариванию воды и позволяет проверять уровень электролита раз в 3 года без всяких пробок-рекомбинации).

Однако большее выпаривание не будет иметь значения с пробками-рекомбинации, а большее содержание сурьмы делает АКБ более устойчивым к глубоким разрядам. И это особенно важно для целей автономного или резервного электроснабжения.схема 5

Низкая зависимость уменьшения срока службы АКБ при понижении или повышении температуры, достигается не только благодаря большей устойчивости этого вида аккумулятора, но и обязательным применением термо-компенсированного заряда и поддержания напряжения на АКБ (заложен в инвертор МАП). Датчик температуры (он входит в комплект МАП) прикрепляется скотчем к верхней крышке одной из банок.

Тяговые кислотные АКБ, как и обычные стартерные автомобильные АКБ, как уже говорилось, требуют проверки уровня электролита раз в год (стационарные OPzS – раз в 3 года) и, при необходимости, долива дистиллированной воды.

Их надо устанавливать в нежилое проветриваемое помещение. Для этого (если помещение закрытое), обычно устанавливается вытяжной вентилятор работающий от 220 В, контакты которого подключаются к выходу 220 В бензо электростанции (или ко входу 220В МАП-а).

Помещение для аккумуляторов, желательно относительно тёплое, т.к. доступная ёмкость падает при понижении температуры (например, при -20С, доступная ёмкость становится в 2 раза меньше, чем при +25С).

Но и повышенная температура недопустима – почти любой аккумулятор, при +35С стареет в 1,5 - 2 раза быстрее. Поэтому крайне не рекомендуется устанавливать их на чердаке. Идеальное по температуре место – подвал с вытяжкой или проветриваемое техническое подполье. Подойдёт и подсобное помещение, прихожая, где не бывает высоких температур.

Для полной автономии лучше рассчитывать всю систему на 48В – потери в длинных проводах от ветряка и/или солнечных панелей будут меньше (можно и на 24В, но тогда соединения надо делать проводами большей площади сечения, начиная с 16 мм кв).

Тем, для кого вышеперечисленные минусы (обслуживание, проветривание) являются существенными, стоит задуматься о приобретении герметизированных аккумуляторов, но не обычных, а тоже изготовленных по панцирной технологии, например, от известной в области аккумуляторов, немецкой фирмы BAE. У гелевых герметичных АКБ BAE 7OPzV 490, при стоимости цикла в автономии около 100 руб, первичные вложения денег, будут в 2 раза выше, чем в панцирные АКБ Микроарт с рекомбинацией водорода .

Продолжение статьи